СТИХИ ИЗВЕСТНЫХ ПОЭТОВЭТО И ЕСТЬ НАШЕ ПРОШЛОЕНАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ГЛИНКА Федор Николаевич родился [8(19).VI. 1786, с. Сутоки, Духовщинского уезда, Смоленской губернии] - поэт, драматург, прозаик. Воспитывался в 1-м кадетском корпусе, в 1802 выпущен прапорщиком в Апшеронский полк. В 1805—1806 участвует в военных действиях против Наполеона как адъютант графа Милорадовича, по окончании войны выходит в отставку и полностью отдается литературе и этнографическим изысканиям. В 1812 Федор Николаевич вновь вступает в армию, участвует в Бородинском сражении и в заграничном походе 1813—14. Окончив войну в чине полковника, награжденный за храбрость золотым оружием, Глинка затем служит в штабе гвардии, а с 1819 — при Милорадовиче, петербургском генерал-губернаторе. В 1808 на основе военного дневника Федор Николаевич выпускает «Письма русского офицера...», затем дополнив их материалом войны 1812. Книга Глинки Ф.Н., имевшая шумный успех, изображала войну как народное движение и была проникнута идеей самобытного национального развития. В 1810 выходит трагедия Глинки «Вельзен, или Освобожденная Голландия», проводившая идею тираноборчества и заключавшая в себе определенную параллель к событиям русской действительности начала XIX в. В 1816-17 вышло продолжение «Писем русского офицера...» - «Письма к другу». Глинка создает также большое количество патриотических гимнов и песен, ориентированных частью на возвышенно-декламационный, одический стиль («Военная песнь...»), а частью стилизовавших народную песню или сказ. Военно-патриотические стихи и трагедия Глинки подготовили его гражданскую лирику декабристского периода. В 1816—21 Федор Николаевич — активный член тайных обществ декабристов, один из руководителей правого крыла Союза благоденствия. Сторонник конституционной монархии, поэт свою основную задачу видел в просветительской пропаганде и борьбе с неправосудием и злоупотреблениями, как это предписывал устав союза — «Зеленая книга». Неподкупность и самоотверженность Глинки снискала всеобщее уважение, отразившееся и в стихотворении Пушкина «Ф. Н. Глинке» (1822, опубликованное в 1856). Федор Николаевич был в курсе деятельности Северного общества, но все больше расходился с его радикальным крылом в своем отрицании насильственной революции. Руководитель Вольного общества любителей российской словесности, связанного с умеренным Союзом благоденствия, он следует в своей поэзии программным установкам «Зеленой книги», культивируя преимущественно нравоучительную и «духовную» поэзию. Исключением были более ранние «Опыты двух трагических явлений в стихах без рифмы» (1817) и переводы отрывков из «Фарсалии» (1818), где под видом стихового и ритмического эксперимента в печати содержались прямые призывы к свержению «тиранов». Свои произведения 1-й половины 1820-х гг. Глинка Ф.Н. объединил в две книги: «Опыты священной поэзии» (Спб., 1826), «Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе» (Спб., 1826). Глинка тяготеет к архаической поэзии XVIII века, с усложненным синтаксисом и обилием славянизмов. Излюбленный его жанр - элегический псалом. Федор Николаевич значительно видоизменяет традиционную поэтику «переложений псалмов», объединяя книжно-славянскую речевую стихию с элементами разговорной речи и даже просторечия. На этом пути поэт добивается большой стилистической и образной экспрессии, которая в своей крайности выражалась иногда в лексико-семантической какофонии, отмеченной критикой (Крылов, Пушкин). В псалмах Федора Николаевича явственно слышатся мотивы гражданской лирики, призывы к божьему суду над земными властителями («К богу правды», «Горе и благодать»), отражается этический идеал «небесного гражданина» («Блаженство праведного»). Глинка разрабатывает и характерную декабристскую тему поэзии как избранничества и гражданственного служения, часто воплощаемую в образе поэта-пророка «Глас бога избранному его», «Призвание Исайи», «Плач плененных иудеев». Вместе с тем уже в стихах 1820 — 25 обнаруживается умеренность политической и литературной программы Глинки, элегические и религиозно-моралистические тенденции, противостоявшие радикальному крылу декабристской поэзии. В 1826 Глинка Ф.Н. был арестован и после заключения в Петропавловской крепости выслан в Олонецкую губернию. В стихах (1826—31) годов усиливаются религиозно-медитативная струя, мотивы тоски и одиночества. Характерно появление тюремной темы («Песнь узника»). Во многих стихотворениях варьируется тема носимого волнами челна, гибели пловцов в водовороте («Молитва», «Два счастья», «Призвание»). В годы олонецкой ссылки Глинка обращается и к эпическим, описательным жанрам, прямо или косвенно вплетая в художественную ткань автобиографические мотивы. Так, он перерабатывает «Книгу Иова» («Иов. Свободное подражание священной книге Иова») — опосредствованное отражение переживаний Глинки во время следствия; из-за отступлений от канонической трактовки Библии переложение было запрещено и вышло полностью отдельным изданием лишь в 1859. В 1828 следуя традиции романтической поэмы, Федор Николаевич Глинка создает «Деву карельских лесов» (полностью опубликовано в 1939), где наряду с образом «естественного человека», «дочери природы» в духе руссоизма возникает образ таинственного пришельца, в котором без труда угадываются черты политического ссыльного (по-видимому, декабриста). Утопические надежды Глинки на амнистию реализованы здесь в «Манифесте», освобождающем изгнанников. В 1830 Глинка создает свою лучшую описательную поэму — «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой». Обе поэмы органически вырастают из пейзажной лирики поэта и при бедности психологического материала отличаются драматизмом и лиричностью описаний. В Карелии Глинка открывает русской литературе своеобразный источник экзотического материала, который разрабатывает почти с державинской энергией и многокрасочностью. Глинка широко вводит в описания фольклор и этнографию Карелии, диалектные лексические формы и так далее, создавая своеобразную художественную амальгаму. Характерен интерес Глинки Ф.Н. к этическим идеалам карельского крестьянства: существенным моментом исторической концепции «Карелии» является представление о царе как народном избраннике. На положении ссыльного и поднадзорного Глинка Ф.Н. жил до 1835, сначала в Петрозаводске, потом в Твери и Орле. В 1835 поэт поселился в Москве, затем в Петербурге, а с 1862 окончательно обосновался в Твери. В позднем творчестве Глинки религиозно-мистические и дидактические элементы, несколько отошедшие на задний план в карельских поэмах, все более усиливаются (поэма «Таинственная капля», опубликованная в Берлине в 1861); он сближается с представителями «официальной народности» и становится в резкую оппозицию к передовой литературе. Среди его поздних произведений лишь немногие представляют историко-литературную ценность («Очерки Бородинского сражения», 1839; патриотическое стихотворение «Москва», 1840, опубликованное в 1841; некоторые элегии, главным образом автобиографического характера). Умер — [11 (23) II.1880], Тверь. |
|
|
|