СТИХИ ИЗВЕСТНЫХ ПОЭТОВ

ЭТО И ЕСТЬ НАШЕ ПРОШЛОЕ

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

ГЛИНКА Федор Николаевич родился [8(19).VI. 1786, с. Сутоки, Духовщинского уезда, Смоленской губернии] - поэт, драматург, прозаик.

Воспитывался в 1-м кадетском корпусе, в 1802 выпущен прапорщиком в Апшеронский полк.

В 1805—1806 участвует в военных действиях против Наполеона как адъютант графа Милорадовича, по окон­чании войны выходит в отставку и полностью отдается литературе и этнографи­ческим изысканиям.

В 1812 Федор Николаевич вновь всту­пает в армию, участвует в Бородин­ском сражении и в заграничном походе 1813—14. Окончив войну в чине полков­ника, награжденный за храбрость золо­тым оружием, Глинка затем служит в штабе гвардии, а с 1819 — при Милорадовиче, петербургском генерал-губернаторе.

В 1808 на основе военного дневника Федор Николаевич выпускает «Письма русского офицера...», затем до­полнив их материалом войны 1812. Кни­га Глинки Ф.Н., имевшая шумный успех, изобра­жала войну как народное движение и бы­ла проникнута идеей самобытного нацио­нального развития.

В 1810 выходит трагедия Глинки «Вельзен, или Освобожденная Голландия», прово­дившая идею тираноборчества и заклю­чавшая в себе определенную параллель к событиям русской действительности начала XIX в.

В 1816-17 вышло продолжение «Пи­сем русского офицера...» - «Письма к другу». Глинка создает также большое количество патриотических гим­нов и песен, ориентированных частью на возвышенно-декламационный, одический стиль («Военная песнь...»), а частью сти­лизовавших народную песню или сказ.

Военно-патриотические сти­хи и трагедия Глинки подготовили его граж­данскую лирику декабристского периода.

В 1816—21 Федор Николаевич — активный член тайных обществ декабристов, один из руководи­телей правого крыла Союза благоденст­вия. Сторонник конституционной монархии, поэт свою основную задачу видел в просветительской пропаганде и борь­бе с неправосудием и злоупотреблениями, как это предписывал устав союза — «Зе­леная книга». Неподкупность и самоот­верженность Глинки снискала всеобщее ува­жение, отразившееся и в стихотворении Пушкина «Ф. Н. Глинке» (1822, опубликованное в 1856).

Федор Николаевич был в курсе деятельности Северного общества, но все больше расходился с его радикальным крылом в своем отрицании насильственной революции. Руководи­тель Вольного общества любителей рос­сийской словесности, связанного с умерен­ным Союзом благоденствия, он следует в своей поэзии программным установ­кам «Зеленой книги», культивируя пре­имущественно нравоучительную и «ду­ховную» поэзию. Исключением были бо­лее ранние «Опыты двух трагических яв­лений в стихах без рифмы» (1817) и пере­воды отрывков из «Фарсалии» (1818), где под видом стихового и ритмического экс­перимента в печати содержались прямые призывы к свержению «тиранов». Свои произведения 1-й половины 1820-х гг. Глинка Ф.Н. объединил в две книги:

«Опыты священ­ной поэзии» (Спб., 1826),

«Опыты алле­горий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе» (Спб., 1826).

Глинка тяго­теет к архаической поэзии XVIII века, с усложненным синтаксисом и обилием славянизмов. Излюбленный его жанр - элегический псалом. Федор Николаевич значительно видо­изменяет традиционную поэтику «пере­ложений псалмов», объединяя книжно-славянскую речевую стихию с элементами разговорной речи и даже просторечия. На этом пути поэт добивается большой стилистической и образной экспрессии, которая в своей крайности выража­лась иногда в лексико-семантической какофонии, отмеченной критикой (Крылов, Пушкин).

В псалмах Федора Николаевича явственно слы­шатся мотивы гражданской лирики, при­зывы к божьему суду над земными вла­стителями («К богу правды», «Горе и бла­годать»), отражается этический идеал «не­бесного гражданина» («Блаженство пра­ведного»).

Глинка разрабатывает и характер­ную декабристскую тему поэзии как избранничества и гражданственного служе­ния, часто воплощаемую в образе поэ­та-пророка

«Глас бога избранному его»,

«Призвание Исайи»,

«Плач плененных иудеев».

Вместе с тем уже в стихах 1820 — 25 обнаруживается умеренность политической и литературной программы Глинки, элегические и религиозно-моралистические тенденции, противостоявшие радикальному крылу декабристской поэзии.

В 1826 Глинка Ф.Н. был арестован и после заклю­чения в Петропавловской крепости вы­слан в Олонецкую губернию.

В стихах (1826—31) годов усиливаются рели­гиозно-медитативная струя, мотивы тос­ки и одиночества. Характерно появление тюремной темы («Песнь узника»). Во многих стихотворениях варьируется тема носимого волнами челна, гибели пловцов в водовороте («Молитва», «Два счастья», «Призвание»). В годы олонецкой ссылки Глинка обращается и к эпическим, описательным жанрам, прямо или косвенно вплетая в художественную ткань автобиографичес­кие мотивы. Так, он перерабатывает «Книгу Иова» («Иов. Свободное подража­ние священной книге Иова») — опосред­ствованное отражение переживаний Глинки во время следствия; из-за отступлений от канонической трактовки Библии пере­ложение было запрещено и вышло полно­стью отдельным изданием лишь в 1859.

В 1828 следуя традиции романтической поэмы, Федор Николаевич Глинка создает «Деву карельских лесов» (полностью опубликовано в 1939), где наряду с образом «естественного человека», «до­чери природы» в духе руссоизма возникает образ таинственного пришельца, в кото­ром без труда угадываются черты поли­тического ссыльного (по-видимому, де­кабриста). Утопические надежды Глинки на амнистию реализованы здесь в «Мани­фесте», освобождающем изгнанников.

В 1830 Глинка создает свою лучшую описатель­ную поэму — «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой». Обе поэмы органически вырастают из пейзажной лирики поэта и при бедности психоло­гического материала отличаются драма­тизмом и лиричностью описаний. В Ка­релии Глинка открывает русской литературе своеобразный источник экзотического материала, который разрабатывает почти с державинской энергией и многокра­сочностью. Глинка широко вводит в описа­ния фольклор и этнографию Карелии, диалектные лексические формы и так далее, создавая своеобразную художественную амальгаму. Характерен интерес Глинки Ф.Н. к эти­ческим идеалам карельского крестьянст­ва: существенным моментом исторической концепции «Карелии» является представ­ление о царе как народном избраннике.

На положении ссыльного и поднадзор­ного Глинка Ф.Н. жил до 1835, сначала в Петроза­водске, потом в Твери и Орле.

В 1835 поэт поселился в Москве, затем в Петербурге, а с 1862 окончательно обосновался в Тве­ри. В позднем творчестве Глинки религиозно-мистические и дидактические элементы, несколько отошедшие на задний план в карельских поэмах, все более усили­ваются (поэма «Таинственная капля», опубликованная в Берлине в 1861); он сближается с представителями «официальной народ­ности» и становится в резкую оппозицию к передовой литературе. Среди его позд­них произведений лишь немногие представляют историко-литературную цен­ность («Очерки Бородинского сражения», 1839; патриотическое стихотворение «Москва», 1840, опубликованное в 1841; некоторые элегии, главным образом автобиографического характера).

Умер — [11 (23) II.1880], Тверь.

Создать бесплатный сайт с uCoz